Утверждено постановлением исполкома Профсоюза  от 12.12.07 г. № 7-7и  

                                                                                                                
                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                               ПОЛОЖЕНИЕ
                                                                       о правовой инспекции труда Профсоюза
                                                               работников строительства и
промышленности
                                                                                   строительных материалов РФ


                                                  1. Общие положения

          1.1. Правовая инспекция труда Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ (далее - Профсоюз) создана в соответствии с Трудовым    кодексом   Российской   Федерации,   Федеральным   законом «О профессиональных  союзах,   их  правах   и   гарантиях  деятельности», Уставом Профсоюза и Положением о правовой инспекции труда Профсоюза (далее - Положение) в целях организации контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих    нормы    трудового    права, законодательства о профсоюзах, организации   и   обеспечения   защиты   социально-трудовых прав работников.
          1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза действует на основании настоящего Положения и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

 

                           2. Задачи правовой инспекции труда Профсоюза
          Основными задачами правовой инспекции труда являются:
         2.1. Осуществление в организациях профсоюзного контроля за cоблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.
          2.2. Юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюза (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействий) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников (профсоюзных организаций), установленные международными нормами, законами, нормативными  правовыми актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами.
          2.3. Отстаивание прав и интересов работников (членов Профсоюза) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений по социально - трудовым  вопросам.
           2.4.  Взаимодействие с органами прокуратуры Российской Федерации.
          2.5. Взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
          2.6. Информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание бесплатной консультационной поддержки членам Профсоюза по вопросам труда и социальной защиты (пенсионное, жилищное законодательство, социальное страхование и т.д.).
           2.7. Оперативное обращение в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по устранению недочетов и упущений должностных лиц, допустивших нарушение гражданских, трудовых, социально-экономических прав и интересов членов Профсоюза (работников).
           2.8. Организация взаимодействия со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюза и общественности об эффективности правозащитной работы профсоюзных юристов, для пресечения действий, направленных на дискредитацию профсоюза и для опровержения недостоверных сведений об их деятельности.

            3. Основные функции правовой инспекции труда Профсоюза

          Для выполнения возложенных на инспекцию задач правовые инспекторы труда Профсоюза:
          3.1. Организуют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов, выполнения ими условий обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.
          3.2. Добиваются устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения представлений подготавливают и направляют материалы в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
        Принимают участие в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права Профсоюза.
          3.3. Принимают участие в заседании комиссий по трудовым спорам в организациях при разрешении индивидуальных трудовых споров в качестве представителя, уполномоченного работником.
          3.4. Подготавливают заявление и защищают интересы работника в суде в случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам или когда работник желает обратиться для разрешения индивидуального трудового спора в суд, минуя комиссию по трудовым спорам.
          В установленном законом порядке представляют интересы членов Профсоюза, работников, соответствующей организации Профсоюза в суде.
          3.5. Проводят юридическую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов по правам профсоюзов, трудовым, жилищным, пенсионным, другим социально-трудовым вопросам.
          3.6. По поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и Профсоюза в органах государственной власти, местного самоуправления, объединениях работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров.
          3.7. Взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами Федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.
          3.8. Участвуют в совещаниях, семинарах международных организаций, подготавливают материалы для обращения в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; оказывают помощь членам Профсоюза в связи с обращением в Европейский Суд по правам человека; обобщают и направляют материалы о нарушении прав Профсоюза в ФНПР для рассмотрения в МОТ и других международных организациях.
          3.9. Подготавливают инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы профсоюза, участвуют в обучении профсоюзного актива.
          3.10. Ежегодно обобщают статистические данные, практику работы правовой инспекции труда Профсоюза, других профсоюзных юридических служб; ведут учет и направляют соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав профсоюза (приложение № 4) и принятых мерах по их пресечению.
          3.11. Публикуют статьи в газетах и журналах, в Интернете, выступают на радио и телевидении с сообщениями о деятельности Профсоюза и его юридических служб.

           4. Права и обязанности правовой инспекции труда Профсоюза

 

          Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза имеют право:
          4.1. Беспрепятственно посещать, по предъявлению удостоверения установленного образца, любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), где работают члены профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.*
_____________________________________
*  Статья 370 Трудового кодекса Российской Федерации и статья 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»     

          4.2. Беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля.
          4.3. Направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотренияпредставления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приложение № 1), контролировать их выполнение.
          4.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (приложение № 2).
          4.5.Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготавливать их для согласования с компетентным профсоюзным органом.
          4.6.Принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.
          Правовые инспекторы труда профсоюза обязаны:
          4.7.Всемерно содействовать защите прав членов Профсоюза (работников), территориальных и первичных профсоюзных организаций.
          4.8.Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законом.
          4.9.Укреплять авторитет Профсоюза, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства.
          4.10. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.
          4.11. Не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении профсоюзного контроля, выполнении служебных полномочий.
          4.12. Обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.  

          5. Организационные основы правовой инспекции труда Профсоюза
          5.1.  Правовая инспекция труда состоит из штатных и внештатных правовых инспекторов, которые могут действовать во всех организационных структурах профсоюза.
          5.2. На должности правовых (главных правовых) или внештатных инспекторов труда Профсоюза назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
          В отдельных случаях, с учетом деловых качеств на должности правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза могут приниматься лица, имеющие стаж указанной работы менее трех лет.
          5.3. Правовые инспекторы труда профсоюза входят в состав аппарата ЦК профсоюза строителей России.
          Сфера обслуживания – все профсоюзные организации, входящие в Профсоюз строителей России.
          5.4. На уровне территориальной организации профсоюза правовые инспекторы труда входят в состав аппарата территориальной организации профсоюза строителей России. 
          Сфера обслуживания распространяется на все профсоюзные организации входящие в Профсоюз строителей России на территории субъекта Российской Федерации.
          5.5. С правовым (главным правовым) инспектором труда профсоюза заключается трудовой договор, с обязательным условием о трехмесячном испытании при приеме на работу в целях проверки его соответствия поручаемой работе в порядке, установленном статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. 
          5.6. Правовые (главные правовые) инспекторы труда профсоюза приобретают полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Положением, после утверждения его в должности Исполкомом Профсоюза. В этих целях председатель профсоюзной организации до истечения трехмесячного срока представляет на него в аппарат ЦК профсоюза две фотографии размером 3х4 см и копии документов: распоряжения (приказа) о приеме на работу; трудового договора; документа об образовании; листка по учету кадров.
          В том случае, если кандидатура правового (главного правового) инспектора труда Исполкомом профсоюза не утверждается в должности, он подлежит увольнению как не прошедший испытание при приеме на работу с обязательным указанием причин, послуживших основанием для признания его не выдержавшим испытание.
          5.7. Правовому (главному правовому) или внештатному правовому инспектору труда, утвержденному в установленном порядке, выдается удостоверение установленного образца, заверенное круглой печатью Профсоюза и подписанное председателем или заместителем председателя Профсоюза (территориальной организации).
          В случае увольнения правового (главного правового) или прекращения деятельности внештатного правового инспектора, удостоверение изымается председателем соответствующей профсоюзной организации. 
          5.8  Правовой (главный правовой) или внештатный правовой инспектор труда должен быть членом Профсоюза.
          5.9.  Внештатный правовой инспектор труда имеет такой же статус, как и штатный правовой инспектор труда. На него распространяются все права и полномочия, предусмотренные настоящим Положением.
          5.10.Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляет исполком Профсоюза.
          5.11. Главный правовой инспектор труда Профсоюза:
          -  осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза;
          -  рассматривает возникшие разногласия между работодателями (иными должностными лицами) и правовыми инспекторами труда. В случае отсутствия главного правового инспектора труда указанные разногласия рассматриваются коллегиальным территориальным профсоюзным органом, либо главным правовым инспектором труда Профсоюза, исполкомом Профсоюза;
          -  до 10 марта следующего за учетным периодом года представляет ЦК Профсоюза ежегодную информацию и статистический отчет о деятельности правовой инспекции труда и нарушениях прав профсоюза  (приложение № 3);
          -  организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда в соответствии с планами работ Профсоюза;
          -  обеспечивает кодификацию законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам;
          -  осуществляет взаимодействие с другими профсоюзными юристами, состоящими в штате профсоюза, получает необходимые статистические сведения об их работе для составления общего отчета.
          5.12. Правовой (главный правовой) инспектор труда непосредственно подчиняется председателю профсоюзной организации, в которую он принят на работу.
          Неправомочные действия правового (главного правового) инспектора труда могут быть обжалованы в выборном профсоюзном органе, в ведении которого находится правовой (главный правовой) инспектор труда.
          5.13. Финансирование правовых инспекторов труда осуществляется из денежных средств профсоюза, находящихся в управлении ЦК профсоюза или соответствующей территориальной организации профсоюза.
          5.14. На правового (главного правового) инспектора труда распространяются условия оплаты труда, премирования, надбавок и доплат, установленные в соответствующей организации профсоюза.
          5.15. Финансирование правового (главного правового) инспектора труда может осуществляться при долевом участии нескольких территориальных организаций профсоюза.
          При этом сфера обслуживания правового (главного правового) инспектора труда распространяется соответственно на эти организации.